RU   EN
1 / 7

Итальянская компания IPA имеет большой международный опыт реализации инфраструктурных проектов в области железнодорожного транспорта. Теперь инновационные технологии IPA пришли и на российский рынок. Для их скорейшего внедрения при участии «миллениум банка» (ЗАО) создано российское ЗАО «современные железнодорожные технологии». Компания займётся реализацией технологического потенциала IPA в России в области строительства высокоскоростных магистралей, проектирования городской инфраструктуры общественного транспорта, а именно транспортно-пересадочных узлов, проектирования и строительства железнодорожных мостов, а также трамвайных, железнодорожных депо и т.д.

Отправной точкой реализации передовых технологий IPA стала презентация ЗАО «СЖТ» в компании «РЖДстрой». Для участия в ней были привлечены специалисты департамента пути и сооружений ОАО «РЖД», руководители строительных трестов, входящих в систему «РЖДстроя», представители научноисследовательских и проектных организаций – ВНИИЖТа, МИИТа, Росжелдорпроекта. В качестве модератора выступил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖДстрой» Геннадий Талашкин. В рамках мероприятия прошло обсуждение намеченной программы реализации итальянских технологий. В своём выступлении генеральный директор ЗАО «СЖТ» Зайцев С. А. подчеркнул, что основной задачей созданной совместной компании является локализация технологий IPA в сфере строительства железнодорожной инфраструктуры в России. Представители компании IPA в рамках состоявшейся презентации подтвердили свою готовность к созданию совместного производства плитных оснований для высокоскоростных магистралей в рамках локализации итальянских технологий в России, что является ещё одним подтверждением наметившегося политического тренда в российско-итальянских отношениях, о чём неоднократно заявлял Президент России Дмитрий Медведев с самой высокой трибуны.

Очень подробно были представлены основные направления деятельности компании IPA. Особое внимание компания уделяет исследованию систем сооружения безбалластного верхнего строения пути, которое в отличие от традиционного не состоит из привычных бетонных шпал и балласта. Его применение началось в 80-е годы прошлого столетия и в значительной степени способствовало дальнейшему развитию и реорганизации всей железнодорожной системы Италии. Сокращение традиционных операций технического обслуживания, таких как подбивка (уплотнение), рихтовка, очистка, замена балласта, привело к увеличению скорости движения подвижного состава и улучшению основных характеристик самих железнодорожных линий. Снизились строительные и эксплуатационные допуски, эксплуатационные расходы (как прямые, так и косвенные) также пошли вниз, увеличилась устойчивость пути под динамическими нагрузками, снизились вибрации. А уже с 90-х годов началось применение верхнего строения пути с использованием платформ для линий скоростного движения, в частности линии Рим – Флоренция.

Система безбалластного верхнего строения пути для высокоскоростных линий представляет собой сборные перенапряжённые платформы, которые укладываются на фундамент с изоляционной прокладкой с применением специальной стяжки из полимерной смолы, заливка которой происходит непосредственно на месте строительства. Данная система обеспечивает преднапряжённой железобетонной платформе однородную прочную опору, компенсируя нерегулярность воздействий на фундамент. Для избежания негативных последствий от растяжения при сильных нагрузках, а также для сохранения основных характеристик железобетона во времени в системе предусмотрены два кольцевых отверстия, заполняемых стопорным устройством из железобетона, которое, будучи соединённым с основанием, служит для укрепления всей системы при горизонтальных воздействиях на всё время эксплуатации плиты.

Используемые материалы представляют собой продукт экспериментального исследования в лабораториях IPA, в котором принимали участие и специалисты политехнического университета Милана, и являются гарантом износоустойчивости и технологичности даже в самых сложных эксплуатационных условиях. Значительная степень гибкости, которая присуща системе верхнего строения пути IPA, позволяет сохранить однородность материала на протяжении всего железнодорожного пути, включая стрелочные переводы и мосты. Системы IPA являются наиболее бесшумными даже в сравнении с другими передовыми технологиями, поскольку за счёт помещения эластичного мата между внутренней образующей платформы и внешней поверхностью основания получается значительно снизить проблему вибрации, которая особенно актуальна в условиях бурно растущих мегаполисов.

Благодаря передовому уровню технической оснащённости компании обеспечивается лёгкость применения при строительстве инфраструктурных объектов различного типа, в том числе на возвышенных участках, в тоннелях, на виадуках. А обустроенные в зоне междупутья специальные проезжие покрытия создают условия для удобной проходимости автотранспортных средств, что особенно немаловажно при передвижении машин «скорой помощи», военной техники и т.д.

На основе опыта IPA предложено разработать российскую технологию производства плит для высокоскоростных путей и пролётных строений для эстакад. Технические решения компании для строительства железнодорожных эстакад предполагают использование сборных самонесущих плит или плит, опирающихся на несущие конструкции из преднапряжённого армированного железобетона. Данная система позволяет выполнить монтаж намного быстрее и повысить стабильность пути за счёт использования сборных элементов. Применение сборных плит при строительстве железнодорожных эстакад ускоряет выполнение работ и позволяет избежать «мокрых процессов», габариты несущей конструкции значительно уменьшаются, соответственно ощутимо сокращается и вес.

Разработка российской технологии предусматривает проведение полного комплекса работ по НИОКР, куда будут привлекаться профильные российские проектные институты. Соответственно компания будет оказывать помощь в нормативно-техническом, консультационном и правовом сопровождении российской технологии производства плитного основания для высокоскоростного пути.

Что же касается конкретного применения, то безбалластная система найдёт своё применение при строительстве скоростных железнодорожных магистралей. И здесь открываются необъятные перспективы, особенно в связи со строительством первой высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Своевременность прихода итальянских технологий в Россию особенно очевидна в связи с разработкой «Концепции модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры для организации транспортного обслуживания пассажиров в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года», с учётом строительства выделенных высокоскоростных магистралей. Это и проекты строительства транспортно-пересадочных узлов – МЖД, это и реконструкция вокзальных комплексов.

Очень важно, что ЗАО «СЖТ» создано и уже реально начало свою работу. В совет директоров ЗАО «СЖТ» вошли представители компании IPA, «Миллениум Банка», ОАО «РЖДстрой», крупного итальянского банка «Интеза», который планирует осуществлять инвестиции в России в области трансфера передовых технологий.

В настоящее время ЗАО «СЖТ» начинает работу по сертификации технологии IPA в России. И это может служить хорошим примером для прихода западных компаний со своими инвестициями и технологиями на российский рынок. А усилия, направленные на скорейшую локализацию производства на территории России, организацию обучения российского персонала, несомненно, принесут свои плоды уже в ближайшие годы. Время не ждёт. 

 

06 июля 2011