RU   EN
1 / 7

В соответствии с программой Северо-Кавказской железной дороги по внедрению инновационной технологии на существующей инфраструктуре в рамках реконструкции тоннелей проведён капитальный ремонт верхнего строения пути в Лысогорском тоннеле с применением безбалластной конструкции верхнего строения пути по технологии Low Vibration Track (путь пониженной вибрации).

С 2014 по 2019 год работы по реконструкции тоннелей с использованием указанной технологии были выполнены в 6 и 7 Сочинских тоннелях (перегон Сочи – Мацеста), Гойтхском (перегон Белореченская — Туапсе) и Хадыженском (перегон Кабардинская – Хадыженская) тоннелях.

Лысогорский тоннель (перегон Чинары – Чилипси) длиною более 3 км был построен в 1978 году. За период эксплуатации более 40 лет, тоннелю потребовался капитальный ремонт. Из-за возникающих дефектов скреплений, излома шпал, разрушения бетона омоноличивания, выплесков в пути в границах сооружения действовали ограничения скорости 40 км/ч и 25 км/ч. Без проведения ремонтных работ ситуация продолжила бы ухудшаться.

Заказчиком работ на объекте выступила Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры, а генеральным подрядчиком Строительно-монтажный трест «Стройиндустрия» - филиал АО «РЖДстрой».

Работы в тоннеле выполнялись в режиме закрытого перегона в период с 14 января по 21 апреля 2020 года общей продолжительностью 98 суток.

В тоннеле при проведении работ применены инновационные методы строительства и материалы:

  • ускоренная реконструкция обратного свода тоннеля с восстановлением свода с помощью инновационных химических составов;
  • разборка верхнего строения пути «шпала в бетоне» с применением новых щадящих методик;
  • вовлечение в работу сохранившихся конструктивных частей тоннеля;
  • инновационный процесс потокового бетонирования;
  • инновационная система вентиляции, позволяющая обеспечивать соответствие нормативам в тоннелях длинной до 3 км;
  • применение специальных фрез при разборке бетонного основания тоннеля и коррекции недостатков обратного свода;
  • осуществление постановки пути в проектное положение с применением современных технических средств BIM-моделирования и 3D-моделей.

Капитальный ремонт Лысогорского тоннеля с применением безбалластной конструкции пути пониженной вибрации (LVT) позволил обеспечить понижение отметок пути в тоннеле без нарушения целостности несущих конструкций нижнего свода, что обеспечит пропуск поездов без ограничения скоростей и габарит для пропуска двухэтажных вагонов.

С точки зрения экономической эффективности капитальный ремонт верхнего строения пути по технологии Low Vibration Track (путь пониженной вибрации) фактически обходится в 200 миллионов рублей за километр, для сравнения проектная стоимость реконструкции тоннеля с целью получения вышеуказанных результатов составляет 3,2 млрд. рублей за километр.