Инновации

Важной частью программной политики АО «РЖДстрой» является внедрение инноваций. Современные технологии позволяют компании повысить производительность и эффективность труда, сохраняя высокое качество работы.

Инновационная деятельность Общества ведется в соответствии с Программой инновационного развития Общества на период до 2025 года.

Инновационная повестка также включена в проект Стратегии развития Общества до 2025 года.





Перспективы внедрения инновационных технологий определены в соответствии со Стратегией научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и перспективу до 2030 года и сформулированы исходя из актуальных задач разработки и внедрения новых технологий, соответствующих или превышающих мировой уровень по их ключевым параметрам, модернизации и технологического развития основных производственных процессов, коммерциализации результатов НИОКР, а также повышения эффективности научно-технологического комплекса Общества в условиях повышения конкуренции, негативной макроэкономической ситуации и ограниченности ресурсов.

В первую очередь, внедрение инновационных технологий ориентировано на использование драйверов технологического развития железнодорожного транспорта, применяемых в странах с развитыми транспортными комплексами: внедрение инновационных конструкций, развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта, повышение уровня безопасности, цифровизация, ресурсосбережение.

Реализацию проектов планируется осуществлять в тесной кооперации с научными организациями, промышленными предприятиями, институтами развития, бизнес и финансовыми структурами. Для институтов развития, бизнес и финансовых структур возможный интерес может представлять развитие современных механизмов финансовой и организационной поддержки реализации перспективных инновационных проектов.

Приоритетной сферой внедрения инноваций для Общества является строительство железнодорожной инфраструктуры.

Внедрение инновационной продукции, работ или услуг осуществляется в рамках инновационного проектного цикла.

Проект включает в себя:

Поиск и утверждение инновационного решения
Заключение лицензионного соглашения или разработка технологического решения совместно с ведущими железнодорожными научными институтами
Получение и адаптация, либо разработка нормативной и технической (конструкторской) документации
Локализация или создание производства (построение процесса выполнения работ или оказания услуг)
Выход на рынок железнодорожной инфраструктуры
Выход на дополнительные рынки сбыта (инфраструктура метрополитена, гражданское строительство)
Основной целью инновационной деятельности в Обществе является трансфер, апробация и адаптация лучшего и современного международного опыта и отечественных разработок к реалиям российской железнодорожной инфраструктуру, при одновременном достижении технологической и экономической эффективности.
Ожидаемые технологические и экономические эффекты:
экономия при строительстве инфраструктуры
экономия при эксплуатации инфраструктуры
повышение эксплуатационных скоростей
увеличение габарита пропуска подвижного состава
повышение комфорта пассажиров
повышение эксплуатационных характеристик:
• эффективная защита от шумов и вибраций
• высокая точность постановки в проектное положение и стабильность геометрии пути
• увеличенный срок эксплуатации
• ремонтопригодность
снижение негативного воздействия на окружающую среду

К основным инновационным проектам относятся следующие:


Технология пути пониженной вибрации LVT.

В рамках деятельности по трансферу новых технологий в Россию в 2011 году между АО «РЖДстрой» и Sonneville AG (Швейцария) было подписано лицензионное соглашение по получению исключительных прав на использование технологии пути пониженной вибрации на территории РФ с правом на локализацию производства элементов верхнего строения пути.

В 2017 г. действие лицензионного соглашение было распространено на всю территорию стран таможенного союза. Система LVT состоит из омоноличенного в путевом бетоне бетонного блока (полушпалы), опирающегося на резиновую прокладку и помещенного в резиновый чехол. Резиновый чехол и эластичная прокладка обеспечивают эффективное снижение вибраций за счет двойного уровня амортизации. Элементы верхнего строения пути типа LVT (полушпалы, чехлы, прокладки) прошли процедуру добровольной сертификации, в том числе для использования в суровых климатических условиях.

Реконструкция тоннелей с применением данной технологии позволила значительно увеличить габарит и обеспечила пропуск двухэтажных поездов без реконструкции сводов тоннеля.

К настоящему времени технология LVT уверенно занимает рыночную нишу как на инфраструктуре железных дорог (реконструировано верхнее строение пути в тоннелях Северо-Кавказской железной дороги), так и на инфраструктуре метрополитена (уложено более 30 км пути).

Безбалластное верхнее строение пути для высокоскоростных магистралей

Создание высокоскоростного движения в России относится к числу проектов национального масштаба, результаты которых предопределяют долгосрочную динамику экономического развития страны.

Разработанная конструкция БВСП обеспечивает необходимые параметры взаимодействия в системе «колесо-рельс» в диапазоне скоростей до 400 км/ч при заданных геометрических параметрах железнодорожного пути и уровне комфорта

В 2020 году благодаря испытаниям и сертификации плиты и получению компетенций по укладке данного типа верхнего строения пути, Общество планирует выйти на новый для России рынок строительства высокоскоростных магистралей.


Сварка рельсовых стыков

Рельсосварочная машина производства швейцарской компании Schlatter применяет контактный стыковой метод для сварки бесстыковых железнодорожных путей.

В неподвижном корпусе сварочной головки имеется мощное зажимное устройство, которое прочно захватывает рельсы, что дает возможность производить высококачественную сварку. Для стандартной системы используют небольшой 30-футовый контейнер на железнодорожной платформе, в котором компактно умещается все оборудование. Контейнерные системы специально предназначены для сварки непосредственно на новых рельсовых путях железной дороги, где в течение продолжительного времени производится непрерывная укладка и сварка бесстыковых путей. Также, используются в полустационарном режиме в депо или возле стройплощадок для сварки рельсовых плетей новых участков железнодорожных путей.


Постановка пути в проектное положение, PALAS

Система «Палас» была разработана компанией «Дж. Мюллер АГ» (Швейцария) в рамках амбициозного проекта, направленного на реализацию прогрессивной концепции абсолютной геометрии. Сотрудничество со Швейцарскими Железными Дорогами (SBB), которые разработали такие мощные инструменты, как общедоступная высокоэффективная централизованная база данных DFA и высокоуровневое программное обеспечение для проектирования пути TOPORAIL, дало возможность создать полностью автоматический процесс, что, в свою очередь, позволило снизить риски, повысить производительность и качество.

В настоящее время ведётся работа по тиражированию полученного опыта на инфраструктуру Московского Центрального кольца.

Трансфер инновационных зарубежных технологий и их последующая апробация на полигоне российских железных дорог также осуществляется дочерней компанией АО «РЖДстрой» - RSRS GmbH Railway Infrastructure Projects.

Это российско-австрийская инженерно-строительная компания, совместное предприятие двух крупных игроков железнодорожного инфраструктурного рынка: российского АО «РЖДстрой» и швейцарского холдинга Molinari Rail AG.

Доступ к передовым российским и европейским инфраструктурным технологиям, сочетание высоких компетенций и масштабного опыта двух холдинговых структур позволяет успешно реализовывать амбициозные задачи и нарабатывать компетенции в области инфраструктурного строительства.

Ключевые цифры
Сдано
в эксплуатацию
> 4 000 км пути
Построено и восстановлено 811 мостовых сооружений
Построено и восстановлено >15 301 км высоковольтных линий электропередач
Построено и восстановлено > 72 038 км линий связи, СЦБ
Построено и восстановлено 1 269 объектов деповского хозяйства
Построено и восстановлено 2 283 объекта вокзального хозяйства
Построено и восстановлено 7 700 объектов капитального строительства
Произведен капитальный и текущий ремонт на 13 055 объектах